Список форумов Школа стихосложения Леонида Ольгина Школа стихосложения Леонида Ольгина
здесь не учат на поэтов, здесь учат как работать со своими стихами


На сайт
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Что такое поэт?

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Школа стихосложения Леонида Ольгина -> Конференцзал
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Левенталь



Зарегистрирован: 20.03.2007
Сообщения: 961
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Апр 15, 2008 6:14 pm    Заголовок сообщения: Что такое поэт? Ответить с цитатой

Это не столько литобзор, сколько подведение промежуточных итогов дискуссии на эту тему. И именно "что", а не "кто" - инициаторов дискуссии интересовало, какие необходимы составляющие для определения пишущей стихи личности как поэта.
Что такое поэт


ЧТО ТАКОЕ ПОЭТ?



Дискуссия на эту тему началась в рамках творческого объединения АртСфера в мае 2006 года и продолжалась в Интернете на поэтических сайтах «Светкидома. нет» и «Джонни и Лиз». Участникам предлагалось ответить на вопрос: какие составляющие являются необходимыми для того, чтобы признать поэтом человека, пишущего стихи. Изначальным толчком для возникновения дискуссии послужил тезис об обязательном наличии у настоящего поэта специального филологического образования, выдвигаемый некоторыми «профессиональными» поэтами.

Участниками объединения АртСфера первоначально были выделены несколько базовых понятий, условно сгруппированных во взаимосвязанные тематические блоки:

1. поэт, поэзия, слово, писатель;

2. творчество, талант, ценность;

3. профессионализм, гонорар, стоимость-ценность.

Было решено обратиться к словарным толкованиям перечисленных выше слов с целью зафиксировать в сознании участников дискуссии их нормативное, общепринятое значение и обозначить возможные отклонения от него в ходе дискуссии.

Поэт:

1. автор стихотворных, поэтических произведений;

- оттенок: о художнике любого вида искусства, чьи произведения отличаются поэтичностью;

- оттенок: о человеке, творчески относящемся к делу, страстно увлекающемся им;

2. тот, кто поэтически воспринимает действительность, лирик.

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

1. писатель-художник, создающий поэтические произведения;

- оттенок: писатель, пишущий стихами.

(Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова)

Писатель:

- тот, кто профессионально занимается литературной деятельностью.

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

Профессионализм:

- профессиональное мастерство;



профессиональный

- относящийся к профессии;



профессия

- род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

Поэзия:

1. один из основных жанров литературы (противоположность – проза);

2. о том, что является прекрасным, возвышенным, полным очарования.

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

Слово:

- литературное произведение;

- ораторская речь;

- текст к музыкальному произведению.

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

Творчество:

1. → к Творить – (высок.) создавать, созидать в процессе творческой деятельности материальные или духовные ценности. Поэта творит природа.

2. то, что создаётся в результате этой деятельности.

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

Гонорар:

денежное вознаграждение за работу, выполненную по договору, соглашению и т.п. литератором, художником, адвокатом и т.п.

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

Стоимость:

- выраженная в деньгах ценность чего-либо, величина затрат на что-либо.

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

Ценность:

1. соотношение по курсу в деньгах, ценных бумагах, достоинство;

2. стоимость пересылки товаров;

3. ценности;

4. предметы и явления культуры, морали, нравственности и т.п.;

5. важность, значимость (о ценном для кого-нибудь предмете).

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

Как видим из словарных статей, смысл, вкладываемый в слово «поэт», значительно шире, нежели просто «тот, кто пишет стихи», а толкование слова «поэзия» выходит за рамки литературного рода. И «поэт», и «поэзия» оказываются тесно сопряжёнными с особым восприятием действительности, с особым отношением к миру, какового оттенка значения не прослеживается в слове «писатель». Из обсуждения и осмысления этих оттенков значения вытекло предварительное определение поэта, данное в ходе дискуссии Мирой Васюковой: «Поэт – это человек, особым образом воспринимающий действительность и умеющий это выразить словами».

Особое мировосприятие поэта потребовало дополнения базовых смысловых блоков, выделенных в начале дискуссии, и в списке понятий появились

1. тонкая душевная организация личности;

2. эстетическое чувство (внутренний камертон, позволяющий отличить произведение искусства от ремесленной поделки).

Ремесленник – 1. кустарь-одиночка;

2.(неодобр.) тот, кто работает без инициативы, по шаблону. Ремесленник в искусстве.

Ремесло – профессия, занятие. Тайны писательского, актёрского мастерства.

(Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова, СПб, 2004)

В словарных толкованиях базовых понятий дискуссии и дополнительно возникающих слов, как видим, достаточно последовательно противопоставляются «писательство как ремесло» и «творчество, поэзия как акт искусства». Если следовать прямолинейной логике толкования ремесла как профессии, то можно прийти к выводу о наличии противопоставления «профессионального» поэта и человека, «пишущего от души» по признаку «особого отношения к миру». Но в АртСфере не стали следовать этой логике, а сформулировали понятие профессиональный поэт:

1. человек, пишущий стихи, что является для него источником существования (сейчас редкость);

2. человек, владеющий теоретическими и практическими навыками стихосложения;

3. ремесленник, способный реализовывать имеющиеся навыки по заказу.

Исходя из п.2 понятия «профессиональный поэт», участники дискуссии вернулись к вопросу о необходимости специального образования для «непрофессиональных» поэтов. Ни у кого не вызывал сомнений тезис об атрибутивности для поэта таких составляющих, как общая культура и элементарная грамотность, т.е. владение правилами и нормами русского языка. Спорным оказался именно вопрос об образовании. Не секрет, что наличие диплома о высшем филологическом образовании ещё не гарантирует наличия необходимой суммы знаний, а уж тем более практических навыков их применения в творчестве. А потому было решено остановиться на понятии «образованность», под которым подразумевалось именно фактическое наличие знаний, умений и навыков, необходимых для литературного и поэтического творчества, что не обязательно подтверждается документально.

Таким образом, до вынесения дискуссии на литературные сайты предварительно были очерчены рамки понимания поэта как человека, обладающего особым мировосприятием, эстетическим чувством, общей культурой, образованностью и реализующего эти качества в поэтическом творчестве.

Ряд интересных наблюдений зафиксирован в Русском ассоциативном словаре под ред. Ю.Н.Караулова (М., 1996, кн.3):

поэт в обыденном сознании людей ассоциируется со словами

Пушкин, Есенин, Лермонтов, Асадов, вдохновение, вдохновенный, великий, вечный, возвышенный, высота, гениальный, глупый, гражданин, графоман, тунеядец, диссидент, свободный, состоялся, талант, талантливый, душа, звезда, убит, умница, лирика, лирический, мечтать, мученик, неизвестный, паршивый Пегас, романтика, самоучка.

Приведённые ассоциации можно сгруппировать в определённые ряды:

1. конкретный именной ряд, куда вошли фамилии известных поэтов;

2. ряд ассоциаций, выделяющих поэта из всех прочих по наличию особых качеств: вдохновение, вдохновенный, гениальный, талант, талантливый, возвышенный, высота;

3. ассоциативный ряд, подчёркивающий общественное значение поэта и поэзии: великий, вечный, гражданин, диссидент;

4. негативно-оценочный ряд: глупый, графоман, тунеядец, паршивый Пегас;

5. ряд слов, напрямую указывающий на особую судьбу поэта: свободный, состоялся, убит, мученик, неизвестный;

6. ассоциации, связанные с тонкостью душевной организации: душа, мечтать, лирика, лирический, романтика;

7. ряд, указывающий на наличие образованности (косвенно): умница, самоучка.

Любопытным представляется то, что в сознании людей поэт предстаёт скорее не как обладатель специального образования, а как обладатель природных интеллектуальных способностей (умница) или самоучка, но при этом вовсе не отрицается наличие у него специальных знаний.

Продолжение дискуссии в Интернете происходило на поэтических сайтах Татьяны Баклановой и Джонни и Лиз. Именно такие «домашние» сайты дают возможность обсуждения различных проблем, в отличие от больших поэтических порталов, где люди в основном размещают свои произведения.

На сайте Татьяны Баклановой дискуссионный вопрос был сформулирован следующим образом: «А что такое вообще ПОЭТ?



--------------------------------------------------------------------------------



Да-да, я не ошиблась: именно ЧТО такое, а не КТО такой? Что определяет поэта, что отличает Поэта от складывателя рифм? Какие условия вы, дорогие собратья, считаете необходимыми для того, чтобы о человеке, пишущем стихи, можно было сказать, что он ПОЭТ?» (Наталия Солянова-Левенталь).

Были получены следующие ответы:



BG (Москва): самое главное - умение быть другим.

то есть настоящий поэт это настоящий артист, актёр.

пусть не внешне, но силой воображения.

тогда если поэт пишет о внутреннем мире девушки - он девушка, если о видении мира дворником - он дворник.

понимаешь?

Поэт это именно зеркало мира, в котором мир видит себя.



умение быть другим.

и честность.

второй главный компонент.

если ты видишь бородавку - или отрази бородавку, или не отражай ничего...



честность - второй момент.

и честность за гранью щепетильности, если о себе.

о своём внутреннем мире.

только так.

особенно честно если о себе.



есть ещё много лепестков вокруг этого бутона.

жизненный опыт.

то, что пафосно можно назвать испытаниями.

опыт горьких обид и разочарований, несправедливости и унижений.

этот опыт - стены домика по имени Поэт.

и конечно крыша.

а крыша - это знание слов.

поэт просто обязан знать много-много слов. Чтобы не искать мучительно синоним, когда он пишет возникший образ.

если все эти параметры собираются вместе - тогда можно осторожно сказать что человек имеет право писать.

и Говорить.



Гоша Спектор (Израиль): Ну, во-первых, мне кажется что "поэт" - категория посмертная, а не прижизненная, как принято считать, и, наверное, потому, что тексты поэтические (я не беру в расчет банальную версификацию) как правило, переживают своего создателя.

Поэт, я думаю, всего лишь аккумулятор совести поколения. Даже не знаю, что еще добавить, но это, как мне кажется, очевидно.....



Александр Кононенко (Киев, Украина): Каждый человек (потенциально) поэт. Или композитор, или художник. Даже не "или", а "и". Если он (человек) не слышит внутри стихи, или музыку, или не видит дивных красок, значит пока не прислушивался, как следует (и не приглядывался).

Стало быть, поэт - это тот, кто слышит себя, т.е. весь мир (ни много, ни мало).



Ефим Банчик (Рамат-Ган, Израиль): Детскую книжку раскрасок можешь представить? Поэт – это тот, кто её раскрашивает. Каждый в свои краски.



Татьяна Бакланова (Калифорния, США): Я думаю, что поэт - это художник, "рисующий" словом. То есть, прежде всего, это человек созидающий, творец. Видеть красоту и гармонию, понимать, чувствовать и наслаждаться ею мало, чтобы считаться поэтом. Это зритель, слушатель, читатель и т.д. - потребитель.

Чтобы быть поэтом, её надо создавать, и это ключ. Создавать произведения, пользуясь словом, рифмой, ритмом и другими техническими средствами из арсенала поэта, чтобы те гармония и красота, которые поэт ощущает, воплотились в словесной форме, а эмоциональное настроение и мысль эту форму наполнили достойным содержанием.



Кононенко (в ответ Баклановой): Да. Я тоже часто слышу подобные определения. Иной раз, задумывался: поэт ли я? Многие считают - да. Многие - нет. У меня самого ответа (слава богу) нет. Я не работаю над стихами. Не скрою - пытался. Идёт туго. А вот стоит "отвязаться", и просто слышу. Успевай только записывать.



Леонид Терех (Москва): ну спросила... я не думаю про это.



Наталия Солянова (Санкт-Петербург): У нас была такая теория, что настоящий поэт об этом не думает. Ты её подтвердил.



Леонид Терех (Москва): а я настоящий?)) я и об этом не думаю))



Carapax(США):



Не думаю, что мое мнение по этому вопросу будет оригинальным, да и вообще, интересным - увы, Эвтерпа, муза поэзии, ко мне не благосклонна - но выскажусь, раз уж зашел. Потому как зашел, считаю, неслучайно, потому как случайного, считаю, ничего не бывает...





Цитата:

Сообщение от Татьяны Баклановой

Я думаю, что поэт - это художник, "рисующий" словом.



У меня поэт больше ассоциирцуется со скульптором, отсекающим все лишнее. Для меня вообще быть поэтом - это уметь находить, если не единственно верные, то самые точные для каждой ситуации слова. Предполагая, разумеется, видение этих самых ситуаций...

Тут, конечно, во многом дело вкуса, и кому-то во всем нравится барокко - замысловатая вязь, всевозможные рюшечки - а для меня это, применительно к поэзии, игра словами, жонглирование понятиями. Может быть любопытным, но дальше ресмесла вряд ли пойдет. В поэзии, да и во всем, я ближе к готике - чтобы строго, четко и ничего лишнего. Зато из того, что есть - ни убавить, ни прибавить... Идея, мысль во главе угла. Красивости второстепенны, первична грандиозность и красота замысла.

Люблю Бродского, Есенина, Пушкина, Маяковского местами... остальных тоже люблю, наверно - просто мало читал... )

Не могу сказать, что люблю Шекспира. Балдею от всеохватности его тем и экспресии, но при этом осознаю, что читаю не Шекспира, а перевод. Что есть далеко не одно и то же... Оригиналы читал, но староанглийский для меня все ж таки больше муторная расшифровка, нежели наслаждение гениальной мыслью.

У меня ощущения поэта (к вопросу "что", а не "кто") возникает тогда, когда я читаю, и вдруг понимаю, что вот это - это выражено мое, сокровенное... сокровенное, или даже подспудное - то ли неоформившееся вербально, то ли недотумканное в суете, то ли посланное мне свыше неслучайной встречей с этими строчками. Когда внутри как будто кто-то тронул струну, и она выдала изумительной чистоты тон... твоя струна... И ты сидишь оторопев, и слушаешь, как затухает ее звучание. И понимаешь, что произошло еще одно откровение, ради которых, может быть, и проживается вся эта нелепая и бессмысленная жизнь.

После этого для меня автор становится поэтом, раз и навсегда. Пусть он потом хоть сойдет с ума и начнет рисовать картинки для журнала "Крокодил"...



Примерно так))



Александр Макаров (Санкт-Петербург):

По большей части... согласен с Carapax- ом.

И поэзия, поэт... это даже не "что", а когда...



Живопись создают живописцы, стихи пишут стихотворцы... Поэты, художники... хм... они не пишут, они живут стихамикартинами, выкладывают свою жизнь на бумагухолст. Что отличает стихи от поэзии? Да, "не убавить, не прибавить". И еще один важный момент - искренность.

А вообще, поэзия призвана не плести кружева, играя словами, складывая мозаику из звуков и смысла... а донести этот самый смысл кратчайшим путем, от головы - к сердцу. Часто, для этого достаточно простых слов, сказанных искренне и точно.

У меня вообще, в последнее время, создается впечатление, что поэт призван вернуть словам их первоначальный - истинный смысл..))

Ну и конечно же... да, нужно видеть и чувствовать... возможно тоньше, а может быть, просто... иначе... понимать, любить и "ловить человеческие души".

__________________

Если проанализировать и суммировать полученные ответы, то опять же можно выделить несколько аспектов осмысления понятия «поэт»:

1. морально-нравственный: честность, искренность, совесть, сопряжённость творчества с судьбой (что, нужно отметить, оказалось почти полностью неожиданным для активистов АртСферы, начавших дискуссию; на первоначальном этапе упор делался больше на особенности поэтического мировосприятия, нежели на нравственный аспект творчества);

2. аспект мировосприятия: пересоздание мира по-своему («книжка-раскраска»);

3. «инструментальный»: умение работать со словом (при этом работа со словом поставлена участниками обсуждения в тесную связь с морально-нравственной составляющей);

4. аспект воздействия на читателя: умение поэта отразить своё видение мира так, чтобы это было близко читателю;

5. временной аспект: поэт – категория посмертная (эту мысль в ходе обсуждения высказывал не только Гоша Спектор);

6. проблема самоосмысления: поэт не думает о том, что такое настоящий поэт.

На сайте у Джонни и Лиз начало дискуссии положил Леонид Криницин, координатор объединения АртСфера, словами Гийома Аполлинера: «Поэтом должно называть лишь того, кто изобретает, того, кто творит. Поэт – это тот, кто находит новые радости, пусть даже мучительные». Дословное воспроизведение всего хода обсуждения не представляется нужным и возможным, а потому приведу лишь ключевые моменты.

Началось с простейших определений:

Джонни: Я думаю что поэт, это тот, кто пишет стихи. Словарь толкует слово стихи так:

Толково-словообразовательный

СТИХИ мн.

1. Небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками; стихотворение.

2. Совокупность таких произведений.

Соответственно, если в написанных им строфах есть рифма, ритм и размер, то это уже стихи! А написавший их - поэт, особенно если у него есть не одно, а совокупность таких произведений)))

Джейка: Марина Цветаева - "Равенство души и глагола - вот поэт!"

Лучше и точнее и полнее не скажешь.

Далее дискуссия пошла по пути обсуждения проблемы баланса профессионализма и таланта в стихах в аспекте их эмоционального воздействия на читателей. Прозвучали высказывания о том, что эмоциональное воздействие в восприятии стихотворений зачастую оказывается важнее грамотного технического исполнения. В итоге эта линия обсуждения свелась к мысли, что подлинный поэт всё-таки всегда будет стремиться к техническому совершенству своих произведений, к повышению уровня поэтического мастерства. Затем была высказана уже звучавшая на сайте Татьяны Баклановой мысль о том, что настоящий поэт не задумывается над вопросом, поэт ли он, вне зависимости от степени успешности, славы, востребованности, понятости читателем, он всё равно внутри себя знает, что он поэт.

Л.Криницин: Я думаю главное всё же внутренние критерии ценностей, эстетики. В угоду кому-либо шедевр не сотворишь. А вот если ты себе не изменяешь, то кто тебя поймет, оценит? Поэт создаёт свой мир из мельчайших крупинок смыслов, образов, интонаций, рифм и т.д. У каждого он свой. Если читатель имеет тонкую душевную организацию, то эти маленькие искорки будут вспыхивать в резонанс, а если более грубою, то ему это может быть недоступно и нравится что-то более простое, более четкое.

Вспомните, как любили марши в тоталитарных государствах.

А такие строчки Мандельштама всячески клеймили:

Я буду метаться по табору улицы темной

За веткой черемухи в черной рессорной карете,

За капором снега, за вечным, за мельничным шумом...

Важно еще развитое эстетическое чувство. Оно позволяет отличать настоящее творчество от халтуры. Причем ты можешь не принимать эту эстетику, но понимать, что это искусство. Что кому-то оно будет близко. А если люди начинают ставить что-то только своё на первое место, а остальное отрицать, значит у них это чувство недоразвитое. А таких людей, особенно среди "критиков" много. Да бог с ними. Вот когда ты рад творчеству другого - вот ради этой радости стоит жить. Я так думаю.

Далее в ходе дискуссии возник вопрос о наличии у поэтов дара интуиции и предсказания, после чего участники сопоставили поэтов с изобретателями, учёными и пришли к выводу, что творчество присуще не только людям искусства, но может проявляться в любых областях человеческой деятельности. Возник вопрос: почему же в связи с творчеством чаще всего упоминают поэтов и музыкантов? Ответ на него оказался настолько неожиданным, но тем не менее содержательным, при всей его парадоксальности: поэты и музыканты работают с ритмом, и этот тезис вывел участников дискуссии к вопросу восприятия поэзии и музыки, а тот в свою очередь – к волновой теории!!! Было высказано предположение, что наибольшее воздействие на читателя оказывают произведения, входящие в определённый резонанс с его «внутренними волнами».

Джейка: И который попал в ритм вселенной - и человеков тоже, значит, то есть в резонанс, того мы поэтом - все!!! - и зовем смех

Казалось бы, вот оно - решение вопроса, найденное в плоскости восприятия: чем большее количество людей называет тебя поэтом, тем в большей мере ты поэт, а зависит это от умения попадать в резонанс с их душевными волнами. И ни к чему оказывается тщательная работа со словом, мучительные процессы переплавки в образы своей судьбы… Но… появился некто Пётр и простыми словами сказал простую вещь:

Позволю себе обратиться к уважаемым участникам форума. Я человек далекий от поэзии и литературы вообще, но иногда что-то рождается, не зависимо от моего желания. Это необходимо сразу записать, потому что не запишешь, не запомнится, и потом возникает чувство, что тебе что-то подарили, а ты бросил это на дорогу, или просили милостыню, а у тебя пятак в руке, а не дал, мимо прошел. А может и не отпускать, пока не запишешь. Запишешь, почитаешь, полюбуешься, перечтешь через пару дней, может с тем же чувством, может с другим, вот тут включается голова: хорошее оно, не хорошее, удачное или нет. Править - чаще только хуже получается (недостаток, точнее полное отсутствие профессионализма). И вот оно остаётся на клочке бумаги, убогое наверно, да не выбросить, жалко, вроде как дитя души, пусть хоть не нужное живет на этом клочке.

Вот так я пишу свои стихи. Пробовал специально сесть, написать что-нибудь, в основном получается ерунда, и это как раз выбросить не жалко («если ваши рукописи не горят, воспользуйтесь шредерами нашей марки»). А вопрос, обсуждаемый вами по поводу кто поэт кто не поэт, мне кажется от тщеславия (грех), он относится к людям, а мне кажется, что важнее вот это рожденное, само творение, если оно красивое и способно радовать людей, наверное, в этом смысл поэзии. Автор же может быть и не известен, многие и не запоминают имен авторов понравившегося творения. Вот такое мнение. Поэтом себя не считаю, и не вижу собственных заслуг в том, что иногда получается, соответственно и не ищу для себя в этом никакой корысти.

Так что же такое ПОЭТ? Вопрос остаётся открытым…
_________________
Тяжёлая форма аллергии на графоманов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Леонид Ольгин



Зарегистрирован: 19.02.2007
Сообщения: 541

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 30, 2008 9:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, вот если абстрагироваться от многочисленных факторов для определения поэта, а попробовать передать глубинную суть явления, так я бы сформулировал так:

Цитата:
"Поэт,- это писатель, который посредством специальных приемов стихосложения впускает читателя в свою душу, приближая тем самым его, читателя, к его собственной душе."
Леонид Ольгин


Владеет "специальными приёмами" стихосложения при написании стихотворения - поэт, не владеет - НЕ поэт.
Спорить с пеной у рта, хотя бы и с пивной, смех можно и нужно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Школа стихосложения Леонида Ольгина -> Конференцзал Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB